Главная / Новости / Предлагаемое ЕС трансграничное углеродное регулирование угрожает российской промышленности

НОВОСТИ

12.06.2021
11.06.2021
10.06.2021
09.06.2021
08.06.2021
07.06.2021
06.06.2021
05.06.2021
04.06.2021
03.06.2021
02.06.2021
01.06.2021
31.05.2021
30.05.2021
29.05.2021

Предлагаемое ЕС трансграничное углеродное регулирование угрожает российской промышленности


01.06.2021

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) считает, что разрабатываемая в ЕС система трансграничного углеродного регулирования (CBAM) несет высокий риск дискриминации российского экспорта за счет взимания дополнительных необоснованных платежей и создания преференций для европейских производителей. По мнению ИПЕМ, России в рамках переговоров с ЕС необходимо апеллировать к необходимости неукоснительного соблюдения правил ВТО и иных международных соглашений, при этом продвигать наименее дискриминационный сценарий формирования CBAM с ограничением его охвата, снижением глубины учета выбросов и учетом результатов косвенных мер по борьбе с изменением климата, в частности климатических проектов.

Такие выводы содержатся в докладе ИПЕМ «Трансграничное углеродное регулирование в ЕС: как не допустить дискриминации российских экспортеров», который был представлен 27 мая в рамках одноименного закрытого круглого стола. В нем приняли участие представители органов власти, деловых объединений, промышленных предприятий и экспертного сообщества.

Доклад включил подробные и комплексные оценки дополнительных затрат для российских экспортеров от внедрения CBAM, предполагающей взимание платы в ЕС за углеродный след импортируемой продукции. ИПЕМ провел оценку влияния нового механизма на российскую промышленность исходя из всех основных сценариев его реализации в разрезе детализированных товарных групп: подобные результаты ранее не публиковались.

Проведенное исследование показало, что дополнительные прямые затраты российских экспортеров в ряде ключевых отраслей (черная и цветная металлургия, химическая промышленность, производство строительных материалов, электроэнергетика и др.) могут суммарно составить 1,8 млрд долл. при средней ставке платы за выбросы, которая сложилась в ЕС в 2019 году (27,81 долл. за т CO2). Кроме прямых затрат экспортеров, были оценены и основные косвенные негативные эффекты, которые только для электроэнергетики, нефтяной и газовой отраслей составят более 400 млн долл.). При этом, в 2021 году ставка за выбросы парниковых газов в ЕС уже превысила $50 за т CO2, поэтому объем прямых и косвенных потерь российских компаний в будущем может пропорционально вырасти.

Одним из наиболее неожиданных результатов исследования стали сценарные оценки дополнительных платежей для различной продукции черной металлургии. Например, если СВАМ будет учитывать косвенные неэнергетические выбросы (Scope 3), то платежи для продукции нижних и средних переделов (сталь, прокат) могут вырасти в 10-11 раз, а для продукции верхних переделов (изделия из черных металлов) – более чем в 20 раз по сравнению с вариантами, учитывающими только прямые (Scope 1) и косвенные энергетические (Scope 2) выбросы.

По мнению ИПЕМ, в рамках переговорной позиции России необходимо акцентировать внимание ЕС на необходимости неукоснительного соблюдения правил ВТО и иных международных соглашений, а также на целесообразности реализации наименее дискриминационного сценария СВАМ для российских экспортеров. Его основные условия:

  • ограничение отраслевого охвата CBAM небольшим перечнем углеродоемких товаров, производящихся путем простых технологических цепочек;
  • учет только прямых выбросов (Scope 1);
  • ограниченное применения бенчмарков и возможность обоснования индивидуального углеродного следа;
  • учет не только систем торговли квотами и углеродных налогов, но всех национальных климатических политик, включая климатические проекты.

«Необходимость учета всех основных сценариев обусловлена как задачей выработки рекомендаций по оптимальной позиции России относительно CBAM, так и тем, что проект соответствующего законодательного акта Еврокомиссия опубликует только 14 июля, – указал генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. – Тогда станет возможна более точная оценка, однако России надо готовится к переговорам уже сейчас. Можно говорить определенно, что механизм CBAM существенно повлияет на российскую экономику, ухудшит экспортные и инвестиционные возможности отечественных предприятий. В зоне риска находятся конкурентоспособные экспортоориентированные отрасли российской промышленности».