Главная / Новости / Поставит ли автопром точку в развитии нефтяной отрасли

НОВОСТИ

15.12.2019
14.12.2019

Поставит ли автопром точку в развитии нефтяной отрасли


27.11.2019

За десять лет аккумуляторы для электромобилей стали дешевле почти в семь раз. Расскажем, как этот и другие факторы повлияют на мировой нефтяной рынок и как нефтяные компании могут подготовиться к изменениям
Десять лет на трансформацию

Под технологическими изменениями обычно понимают глобальные процессы, на которые уходят годы. Однако если посмотреть на главные трансформации последнего столетия, окажется, что все глобальные преобразования занимали около десяти лет. С 1950-го по 1970-й глобальный парк автомобилей увеличивался в два раза каждые десять лет. В России в 2000-м мобильные телефоны были лишь у двух из ста человек, но уже через десять лет почти каждый россиянин имел по два и более сотовых телефона. Эти изобретения сильно повлияли на судьбу своих предшественников: железными дорогами и проводными телефонами стали пользоваться значительно реже.

Электромобили

Взрывное развитие автомобилей на двигателе внутреннего сгорания привело к процветанию нефтяного сектора. Бензин, который в конце XIX века продавался в аптеках, резко превратился в один из основных ресурсов развития экономики, стал причиной военных конфликтов и стимулом хозяйственного потребления. Но сейчас у нас переломный момент, когда 60% потребителей нефти вот-вот перейдут на электрическую тягу.

За несколько последних лет электромобили из экспериментального сегмента превратились в главный тренд и крупнейшую инвестицию для мировых автопроизводителей. Если в 2012 году в мире было всего около 200 тыс. электромобилей, то уже в 2018-м их число выросло в 25 раз и достигло 5 млн.

Ключевым сдерживающим фактором в развитии электротранспорта традиционно были высокая стоимость батарей и малая дальность хода автомобилей на электротяге. В 2008-м стоимость батареи одного из пионеров электрокаров оценивалась в $690 за киловатт-час, а дальность хода автомобилей такого типа составляла около 100 км на одном заряде. Однако сейчас дальность хода серийных электромобилей превысила 600 км, а один из крупнейших автопроизводителей публично заявил, что батареи уже стоят меньше $100 за киловатт-час. При такой цене стоимость производства и эксплуатации становится экономически выгодной без любых мер поддержки. К тому же если десять лет назад автолюбителям, например, в Европе пришлось бы сильно постараться, чтоб найти зарядную станцию, сегодня их число выросло в 50 раз и превысило 170 тыс. единиц.

В этих условиях электромобили перестают быть нишевым продуктом и начинают полноценно конкурировать с обычными автомобилями. Например, в Китае самым массовым электрокаром в этом году стал автомобиль, стоимость которого составляет всего 700 тыс. руб., в Великобритании электрокар впервые вошел в топ-3 самых продаваемых автомобилей на рынке в целом, а в США, втором по размеру рынке в мире, в третьем квартале 2019 года электрокар закрепился на шестой позиции по объему продаж.

На этом фоне одна из самых консервативных организаций — ОПЕК — уже несколько раз пересматривала свой прогноз по продажам электромобилей на ближайшие годы в сторону повышения, увеличив оценку в десятки раз. Это заставляет крупнейших автопроизводителей включаться в гонку за эффективный и недорогой, полностью электрический массовый автомобиль, а производителей нефти — задумываться о будущем.

Природный газ

Другая проблема нефтеотрасли — конкуренция со стороны второго крупного источника углеводородной энергии, природного газа, у которого есть значимое преимущество: в мире есть много ресурсов природного газа, поэтому его добыча будет расти, а цена оставаться стабильно низкой.

В 2005 году цены на газ в США достигли пика $13,4 за миллион британских тепловых единиц (БТЕ), что дало толчок так называемой сланцевой революции. С тех пор цены на газ упали в четыре-пять раз и зафиксировались на исторически комфортной отметке $2–3,5. При этом разведанные запасы природного газа в мире с 2000 года выросли на 34%.

Другой немаловажный фактор — экология, газ — гораздо более чистый источник энергии, при сжигании он производит меньше углекислого газа на единицу энергии, чем нефть.

Хорошие новости для нефтяной промышленности

Альтернативные отрасли

Нефть используется не только для автомобильного топлива или производства электроэнергии, авиационная промышленность вряд ли перейдет в ближайшее время на электротягу, так же как и морской транспорт. Кроме того, сырая нефть — важнейший ресурс для нефтехимической промышленности, именно этот сектор может помочь производителям нефти, но на него нельзя полностью полагаться, потому что некоторые продукты можно производить с использованием этана.

Цены не упадут в ноль

Несмотря на все изменения, нефть вряд ли будет стоить дешевле $40–50 за баррель. Каждый раз, когда цена опускается ниже этого уровня, производители сланцевой и другой труднодоступной нефти вынуждены уходить с рынка. Дешевые и легкодоступные месторождения уже почти все найдены и эксплуатируются, по мере их исчерпания их все сложнее заместить. В итоге возникает нехватка нефти и цены на нее восстанавливаются.

Однако такая ценовая поддержка создает ценовой зонтик, под которым ключевые конкуренты нефтяной отрасли — производители сланцевого газа и электроэнергетики — могут продолжать развитие все более конкурентоспособных технологий. При этом стоит отметить, что данный процесс идет уже довольно давно — несмотря на постоянный рост потребления нефти, ее доля в мировой энергетике постоянно снижается начиная с 1970-х годов.

Что делать

Многие нефтяные компании уже начали искать способы диверсифицировать свой бизнес, например инвестировать в возобновляемые источники энергии. Будут ли эти попытки успешными, пока непонятно. Важнейшим шагом для многих компаний должно стать повышение операционной эффективности, нефтяным компаниям стоит активнее внедрять передовые технологии, нацеленные на снижение издержек, обеспечение превентивного обслуживания оборудования, снижение потерь.

Нефтедобывающие страны, которые сильно зависят от нефтяной промышленности, должны готовиться к изменениям. Необходимо серьезно задуматься над налоговым регулированием. В российской экономике доля нефтяного сектора велика, но не так критична, как в некоторых странах Ближнего Востока. Кроме того, у России есть определенные преимущества: квалифицированная и образованная рабочая сила, а также конкурентоспособные предприятия в других отраслях экономики.

Россия должна развивать новые цепочки создания стоимости, которые помогут преодолеть последствия серьезных изменений в нефтяной промышленности. И пока эра повсеместного распространения электрокаров еще только набирает обороты, государству стоит начать изменения, а не стараться до последнего выжимать прибыль из сектора.